Как выяснилось в ходе опроса, проводимого компанией HeadHunter Беларусь, подавляющее большинство профессий в нашей стране, как и во
всем мире, не имеют различий по половым признакам. Мужчина-воспитатель в
детском саду или женщина-военный – хоть и редкое явление в нашей
стране, но вполне допустимое. Хотя, согласитесь, мастер маникюра и
педикюра у нас больше ассоциируется с девушкой, нежели с парнем.
Впрочем, странно представить женщину, добывающую калийные удобрения на
рудниках "Беларуськалия”. Поэтому можно констатировать, что существует
четкое разделение на "женские” и "мужские” профессии. Конечно, главным
приоритетом в подборе кадров является квалификация, утверждают
работодатели. Однако именно они зачастую "диктуют” гендерное
предпочтение, указывая в своих объявлениях, кого ищут на ту или иную
должность – мужчину или женщину. В целом, как показывает
исследование, активность на рынке труда у женщин и мужчин примерно
одинаковая: 51% присутствующих на сайте по поиску работы – женщины, 48% –
мужчины. Однако есть различия между распределением полов по профессиональным сферам. Так, женщины доминируют в следующих областях: - банки, инвестиции и лизинг;
- маркетинг/реклама/PR;
- управление персоналом;
- административный персонал;
- бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия;
- искусство/развлечения/масс-медиа;
- медицина, фармацевтика;
- начало карьеры, студенты.
Самыми "женскими”, пожалуй, можно назвать профессии секретаря и офис- менеджера:
96% резюме, размещенных в этих профобластях на сайте, принадлежат
именно женщинам. Причем работодатели, как правило, сами предпочитают
видеть на этой должности исключительно женщин. Оно и понятно:
поддерживать чистоту и порядок в офисе – задача непростая, при этом еще
нужно быть неконфликтным и стрессоустойчивым. Эффективнее с этим
справляются именно женщины. Вторая по популярности профессия среди представительниц прекрасной половины человечества – бухгалтер (86%
от общего количества резюме на сайте). Эта сфера деятельности будет
актуальна всегда: деньги считали, считают и будут считать. Правда,
финансовых директоров среди мужчин больше, чем среди женщин. Женщины любят также "управлять персоналом”. Замыкает тройку самых "женских” профессий инспектор отдела кадров, или HR-менеджер (81%).
По своей природе женщины более наблюдательны, скрупулезны, способны
заметить мельчайшие подробности, обладают чутьем – именно эти качества
необходимы для этой профессии. Довольно успешно женщины осваивают и такие сферы деятельности, как маркетинг, реклама, PR – 69% всех резюме; искусство, развлечения, масс-медиа – 62%; такое же количество резюме размещают и женщины-медики. Самая непопулярная среди дам профессия, связанная с безопасностью.
Лишь 3% белорусок хотят работать в этой сфере. Хотя, например, за
рубежом женщины-телохранители очень востребованы, особенно у
знаменитостей и политиков. Например, Линдси Лохан, Рианна, Моника
Белуччи и Джоан Роулинг предпочитают видеть рядом с собой не
"амбала-телохранителя”, а элегантную спортивную девушку. Вполне логичным кажется и тот факт, что дамы не идут в те сферы, где необходим тяжелый физический труд, например "добыча сырья” – 6% всех резюме. Несмотря на то что женщин-водителей становится все больше, автомобильный бизнес
интересен всего 7% белорусок. Технический прогресс и всеобщая
компьютеризация также не очень повлияла на предпочтения женщин в выборе
профессии, связанной с высокими технологиями – только 21% всех резюме в
области IT женские. И еще одна специфика на рынке работы
Беларуси: всего лишь немногим более четверти женщин претендуют на
должность топ-менеджера (26%). Справедливости ради отметим, что проблема
гендерного неравенства в сфере управления стоит во всем мире – в
странах ЕС даже обсуждалась необходимость введения квот в составе
советов директоров компаний. Например, британские женщины до сих пор
занимают менее трети самых высоких руководящих постов в стране. Кто сколько получает? Следует отметить, что и запросы
белорусок на вознаграждение своего труда более скромные, чем у
мужчин-претендентов. Так, женщин, которые в своем резюме указывают
ориентировочную зарплату $ 200-300, в 3 раза больше, чем мужчин, а вот
на оклад выше $ 2000 рассчитывают преимущественно мужчины – лишь 17%
женщин указали, что хотят получать такую зарплату. Возможно, причина
низких зарплатных амбиций кроется в том, что в нашей стране еще сильны
традиции патриархального уклада, когда мужчина считается кормильцем
семьи, или в том, что в сфере мужской занятости уровень зарплат
значительно выше, чем в "женских" профессиях и секторах экономики. А
может, это оттого, что женщины считают работу второстепенным после семьи
делом. Так это или нет, но факты говорят сами за себя – женщины реже торгуются
за зарплату. Мужчина с легкостью может развернуться и уйти, если
предложение не соответствует его амбициям, женщина не всегда может себе
это позволить – ей объективно труднее найти свою "идеальную” работу.
Поэтому она задумается о других преимуществах этого предложения:
близость к дому, возможность отпрашиваться, лояльное отношение к ее
материнским проблемам или социальный и психологический климат в
коллективе. Техноэласт и другие рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы. Низкие цены.
|